Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК) в образовательном процессе: преимущества для студентов
Обучение с использованием инфокоммуникационных технологий перестало быть перспективным направлением развития образования и стало одним из его центральных течений. Современный человек стремится к самосовершенствованию и в социокультурном, и в профессиональном, и в технологическом отношении и готов уже сегодня применять все доступные инструменты для того, чтобы интенсифицировать этот процесс.
Современным и наиболее совершенным воплощением информационно-коммуникационных технологий в образовании являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК), важный инструмент совершенствования качества образования.
В них воплощаются такие требования современного образования, как субъект-субъектность (диалогичность, интерактивность) образовательного процесса, высокая информативность и информационная емкость (благодаря использованию электронных библиотек и баз данных), а также технологичность, высокая доступность и адаптивность (онлайн-курсы могут осваивать и студенты с ограниченными возможностями здоровья, и все категории людей, для которых МООК открывают самые широкие возможности использования образовательных ресурсов «не выходя из дома»).
МООК и все применяемые в их рамках информационные и коммуникационные технологии способствуют осуществлению качественного скачка в образовательных технологиях. Соответственно, они делают образовательный процесс более активным, интенсивным, содержательно насыщенным, в конечном итоге — эффективным по девяти наиболее существенным направлениям.
- МООК позволяют совершенствовать и расширять собственно содержание образовательного процесса (и соответственно обновлять методы и формы обучения), что соотносится с целями опережающего развития образования (являющегося, в свою очередь, императивом развития образования в глобальном образовательном пространстве.
МООК позволяют отчасти преодолеть противоречие между объемами информации, представленными в глобальной образовательной среде, и пределами человеческих возможностей ее восприятия и освоения. Более того, информационная емкость гипертекстовых и гипермедийных форм представления знаний позволяет увеличить объем материала, который усваивает студент. Таким образом, требование нового качества и о пережающего характера образования достигается путем обогащения его содержания МООК.
- Благодаря применению интерактивных баз данных педагогической информации (электронных журналов и т. п.), образовательный процесс оказывается более прозрачным и для студента, и для педагога, а также для структур управления образовательным процессом в вузе. глобальной конкуренции.
- В методическом отношении МООК представляют собой принципиально новую систему обучения, в которой, с одной стороны, сохраняются важные принципы традиционного обучения, а с другой, развиваются такие инновационные, но при этом уже жизненно необходимые компетенции студента, как способность самостоятельно осваивать информационную среду, адаптироваться к ней и совершенствоваться личностно и профессионально.
- Использование модуля МООК, как и других сетевых ресурсов, позволяет организовать образовательный процесс принципиально по-новому, в том числе с точки зрения его экономики, хронотопа и распределения образовательных ресурсов.
Увеличению эффективности по этим направлениям способствуют следующие особенности МООК:
– сложность и глубина освоения компетенций возрастают при сохранении прежних показателей времени аудиторных занятий;
– открываются перспективы сохранения того же уровня финансовых затрат на образовательный процесс при росте его качества;
– достигается экономия образовательных ресурсов за счет организации учебной деятельности вне пространства вуза.
- МООК (в отличие от ряда других видов электронного обучения) не создают ограничений применению каких бы то ни было методик контроля и оценки продвижения студента в обучении.
- МООК позволяют обеспечить студенту доступ к самым известным, компетентным, авторитетным преподавателям, невзирая на ограниченность кадровых возможностей вуза. Таким образом, благодаря МООК студенты могут познакомиться с наиболее известными профессорами самых престижных университетов, освоить соответствующий курс с настоящими экспертами в выбранной области, не испытав демотивирующего разочарования от общения с менее компетентным преподавателем. Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность сконцентрироваться на углубленном изучении и преподавании той области науки, которая соответствует его научным и педагогическим интересам.
- МООК воплощают в себе противоречие и диалектическое единство двух необходимы свойств учебного процесса в вузе XXI в.: массовости (как следует среди прочего и из названия) и возможности индивидуализации учебного процесса.
- МООК в большей степени, чем традиционные УМК, соответствуют требованиям возобновляемости и адаптивности образовательных ресурсов.
Действительно, традиционные учебники неизбежно проходят длительные стадии подготовки материала, редакционно-издательского процесса, вследствие чего не могут переиздаваться каждые полгода и даже ежегодно ввиду трудоемкости для автора и издательского подразделения вуза.
- МООК наиболее оптимально, по сравнению с другими формами дистанционного образования и сетевыми формами получения знаний, позволяют преодолеть замкнутость и автохтонность образовательного процесса в одном вузе.
Итак, проведенный анализ образовательных возможностей массовых открытых онлайн-курсов показал широкие возможности для их включения в образовательный процесс вузов без риска утраты традиционных ценностей образования и университета.
Источник: Т. В. Растимешина Применение массового открытого онлайн-курса при реализации дисциплины «Социокультурные процессы в современном мире»: методические перспективы в контексте современных тенденций развития образования // Экономические и социально-гуманитарные исследования № 4 (20) 2018