УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Приглашаем Вас принять участие в студенческой предметной Олимпиаде
по дисциплине «Основы предпринимательства»
организованной Бизнес школой АГЭУ в рамках Зимней школы экономики-2024
Олимпиада состоится 19 января 2024г.
в Алматинском гуманитарно-экономическом университете
в онлайн формате
Студенческая предметная Олимпиада пройдет в два тура:
1 тур - «Решение проблемной ситуации кейс-методом»
2 тур – «Написание эссе на предложенную тему»
Рабочие языки Олимпиады: казахский, русский
Участие в Олимпиаде заочное.
Заявки, доклады в формате Word принимаются по электронной почте:nailya0478@mail.ru до 17 января 2024 г.
Название файла c заявкой и докладом должно содержать фамилиистудентов команд.
Заявка на участие
в студенческой предметной Олимпиаде по дисциплине «Основы предпринимательства»
19 января2024 г. в Алматинском гуманитарно-экономическом университете
Фамилия, имя, отчество(полностью) участников команды |
|
Название команды |
|
Контакты ответственного секретаря конференции:
Республика Казахстан, 050035, г. Алматы, ул. Жандосова, 59, каб.404.
Телефон: +7 7022616287, email:nailya0478@mail.ru
1 кейс . Маркетинг предпринимательского проекта
Вопросы
- Роль маркетинга в правлении предприятием.
- Элементы ценности товара для потребителя.
- Выявление проблем потребителя и анализ существующих на рынке решений.
- Факторы конкуренции при выводе и продвижении продукта на рынок.
- Оптимальная комбинация маркетинг-микс.
Задание 1. кейс «латеральный маркетинг»
В конце XX века двое известных маркетологов Котлер Филип и Фернандо Триас Де Бес были вдохновлены известной на тот мо- мент идеей психолога Эдварда де Боно, которая называлась «латеральное мышление». Латеральное мышление (lateral thinking) — это метод нестандартного подхода и решения задач. В результате этого появилась концепция, которая получила название «латеральный маркетинг».
Латеральный маркетинг – это методика, которая используется для получения инновационных товаров и услуг на базе существующих, путем трансформации последних и создания новых рынков.
В соответствии с этой методикой создавать новые продукты можно, не обладая особой креативностью. Взамен творческим способностям ученые предложили использовать специальный алгоритм, состоящий из трех шагов.
Алгоритм в самых общих чертах таков.
Этап 1. Выбор фокуса. Фокусом должен продукт или услуга, их определенные свойства, сегмент рынка или любая иная составляющая вашей бизнес- модели или коммерческой стратегии. Важно, чтобы вы фокусировались на чем-то одном и очень важном, на чем не фокусируются ваши конкуренты или делают это плохо.
Этап 2. Латеральное смещение. На этом этапе вам нужно совершить достаточно необычную вещь — это изменить привычное положение дел для того, на чем вы сфокусировались. В качестве примера Котлер Филип и Фернандо Триас Де Бес приводят латеральное смещение над традицией посылать на День святого Валентина своим возлюбленным букет роз. И вот какие латеральные маркетинговые идеи предлагают Котлер Филип и Фернандо Триас Де Бес:
- Замена: посылать лимоны, а не розы.
- Переворот: посылать букет во все остальные дни года, но не на День святого Валентина.
- Комбинирование: посылать розы и еще чего-нибудь в придачу.
- Гиперболизация: послать сто роз или одну-единственную (преувеличение и преуменьшение).
- Устранение: не посылать розы вообще.
- Изменение порядка: посылает розы возлюбленный, а не влюбленный.
Все эти 6 видов трансформаций можно применить ко всему, что угодно, и в результате вы будете получать достаточно странные и нелогичные утверждения, но это на первый взгляд. Ведь именно они и вдохновят вас искать логику там, где она была нарушена.
Этап 3. Создание новой связи. На предыдущем этапе вы специально нарушили логику, чтобы создать мыслительный стимул, подстегивающий наши креативные способности. Теперь посмотрите на каждое утверждение и попытайтесь придумать, в каком случае оно является логичным и коммерчески интересным.
К примеру, для второго пункта (Переворот: посылать букет во все остальные дни года, но не на День святого Валентина) можно при- думать бизнес-идею, когда мужчине предлагается оказывать внимание своей второй половинке не только в День святого Валентина, а в течение всего следующего года. Для этого он может купить абонемент в цветочном магазине. Покупатель получит скидку на год вперед, а вы — постоянного клиента, которые с такой скидкой не пойдет в другой магазин. Если правильно оформить эту идею, то можно найти под нее платежеспособный сегмент. Это позволит сыграть на том, что в канун Дня святого Валентина мужчины настроены особенно романтично.
Таким образом, можно из каждого созданного вами на втором этапе нелогичного утверждения создать потенциальную коммерческую идею, которая будет существенно отличаться от традиционного варианта.
Кроме того, создатели концепции латерального маркетинга приводят такой пример.
В начале 1970-х годов итальянская фирма Ferrero решила вы- пустить на рынок новый шоколадный продукт для детей. Мнений относительно создания самого продукта было много: предлагали добавить больше сахара, создать неординарно яркую обертку, производить шоколад в форме любимых мультипликационных героев. Однако предпринимателям Ferrero пришла в голову гениально простая мысль: «А почему нашу продукцию должны только есть? Любимое занятие детей — играть! И если мы делаем продукт для детей, то они должны получить не только вкусную шоколадку, но и игрушку!» Такая на первый взгляд нелогичная комбинация была реализована в 1972 году в известном на весь мир продукте под названием «Кин- дер Сюрприз».
Конечно, компания могла пойти стандартным путем. Обычно, для того чтобы создать новый продукт, старому продукту добавляют какой-нибудь новый компонент, например клубнику в шоколаде. Но, по сути, шоколадка остается все той же шоколадкой. И такой товар продолжает лежать на полках супермаркетов среди десятков других похожих брендов. Даже если бы Ferrero смогла сварить очень вкусный шоколад и максимально гармонично объединить сахар, какао, изюм, печенье и т.д., то даже при самых благоприятных обстоятельствах компания смогла бы получить не более 3–4% рынка. Но стоило по- смотреть на процесс со стороны, как сразу родилась новая идея — развлекать детей.
Нельзя четко определить, чем является «Киндер Сюрприз» — сладостями или игрушкой. Это абсолютно новый продукт, и не стоит его сравнивать. В результате компания имеет практически 100% рынка новой категории. По данным A.C.Nielsen’s Billion Dollar Brands, «Киндер Сюрприз» — одна из самых популярных в мире шоколадных марок, ежегодные продажи которой превышают миллиард долларов.
А теперь выберите продукт или сегмент рынка, на котором вы хотите сфокусироваться, и пройдите все 3 этапа латерального маркетинга. Найдите минимум 3 идеи, которые вы могли бы коммерчески реализовать.
Кейс 2. Управление человеческими ресУрсами в предпринимательстве
Вопросы
- Предприниматель и наемный персонал как ключевые факторы становления и развития бизнеса.
- Человеческий фактор в предпринимательском проекте.
- Мотивация сотрудников: поиск нестандартных подходов.
Задание 1. кейс «компашки»
Компания IT-Print занимается печатанием различных изображений на майках и реализует их через интернет-сеть и розничные магазины. Бизнес на протяжении последних семи лет устойчиво растет. Среди покупателей увеличивается доля корпоративных клиентов, что позволяет снижать издержки производства за счет серийных заказов. В штате компании работают уже 43 человека. Можно сказать, что детские болезни стартапов успешно преодолены. Коллектив работает стабильно, и так называемое человеческое измерение организации у основателя и единственного владельца фирмы — Алексея Полтева не должно было бы вызывать тревоги.
Однако интуитивно Алексей стал ощущать, что атмосфера в коллективе потеряла былую энергетику, пропал азарт, с которым ждали и выполняли новые заказы, чувствовалась усталость от сложившихся производственных отношений. Людей вроде бы устраивала отработанная система материальной и моральной мотивации. Но, как все многократно повторенное и ставшее привычным, не вызывало прилива сил и роста вовлеченности.
Все годы работы компании Алексей лично занимался кадровыми вопросами — от подбора персонала до назначения окладов и премиальных выплат. Работу с людьми считал своей ключевой задачей. И успех своего дела связывал в значительной степени с выбранным
приоритетом. Сумев привлечь и удерживать порядочных, высокопрофессиональных специалистов, что было непростым делом в сложные кризисные времена, он, наконец, позволил себе расслабиться и переключиться на здоровье, спорт и другие занятия, о которых прежде не мог даже мечтать.
Но он прекрасно понимал, что персонал — это ресурс, требующий постоянного пристального внимания. Поэтому идея пригласить в компанию HR-специалиста для оперативного менеджирования HR- процессами все чаще посещала его. Наконец, подвернулся случай. На одной из конференций его заинтересовало выступление молодой женщины Ирины Новиковой, которая с горящими глазами рассказывала о новых формах материальной и нематериальной мотивации сотрудников, которые успешно применялись в компании, где она работала в HR-отделе уже три года.
Алексею показалась интересной идея использования так называемой корпоративной валюты «компашек», которыми сотрудники вознаграждали друг друга за помощь, поддержку, креативные идеи, другие позитивные начинания сверх своих непосредственных обязанностей. В перерыве Алексей познакомился с Ириной и договорился о встрече, рассказав вкратце о своей компании и волновавших его сомнениях. Состоявшаяся через неделю встреча прошла, как говорится, в теплой дружеской обстановке. Ирина понравилась Алексею своей открытостью, оптимизмом, и в то же время трезвостью и вдумчивостью в подходе к рассматриваемым вопросам. Во время встречи Ирина подробно рассказала Алексею о заинтересовавшей его системе «компашек». Кратко идея заключалась в следующем.
«Компашки» — это внутренняя виртуальная валюта, они начисляются за все инициативы, работу, идеи, помощь, за все, что человек делает для компании и других сотрудников помимо своих прямых обязанностей.
«Компашки» можно получать из разных источников. Например, их может начислять отдел персонала за участие в подготовке корпоративных мероприятий, победу в корпоративных конкурсах, активное участие в HR-проектах, помощь в подборе ценных специалистов и пр.
«Компашки» из Банка идей (электронной системы, позволяющей сотрудникам зарегистрировать идею по улучшению бизнеса) начисляются за те идеи сотрудников, которые получили высокую оценку менеджеров, признаны интересными, актуальными для компании.
Еще один канал поступления «компашек» — коллеги по работе. Они также могут награждать друг друга, при этом не обосновывая своего вы- бора. Их можно начислять даже тем, с кем нет прямого пересечения по работе, но кто в чем-то оказался вам полезен. Это может быть просто человеческая симпатия, но ведь присутствие рядом симпатичного тебе человека также способствует трудовым успехам. Получатель видит, кто
и за что начислил ему «компашки», для остальных же эта информация остается конфиденциальной.
Направления использования накопленной внутренней валюты разнообразны. Перечень возможных презентов с указанием их веса в «компашках» вывешен в сети компании. «Компашки», например, можно об- менять на призы с корпоративной символикой: брелоки, майки и т.д. Можно также заказывать ценные предметы, например стать владельцем смартфона или другого гаджета. Сумму от 500 « компашек» можно перевести в доллары по курсу 2/1.
По словам Ирины, нововведение существенно повысило активность сотрудников и в непосредственной работе, и в генерации идей, и в помощи коллегам.
Идея о возможности применения корпоративных «компашек» по мере обдумывания ее Алексеем становилась все более интересной. Он очень аккуратно начал обсуждать ее с ключевыми сотрудниками. Однако однозначно положительной реакции не получил. Зам по производству назвал систему «детским садом», игрой, в которую люди быстро наиграются. Бухгалтер выразила сомнение относительно объективности оценок, сказав, что есть риск того, что «человеческое» может начать преобладать над деловым. Однако были и те сотрудники, особенно молодые, которые с энтузиазмом восприняли идею введения корпоративных «компашек».
Активизация системы мотивации персонала рассматривалась Алексеем вкупе с приглашением HR-менеджера, в роли которого Алексей видел Ирину Новикову. Но решение этого вопроса он оттягивал, боясь вносить в проверенную и стабильно работающую систему стимулирования изменения, да еще в исполнении такого активного, очень эмоционального и нового HR-менеджера.
Что вы посоветуете Алексею?
Темы эссе
- Сущность предпринимательства
- Виды поддержки начинающим предпринимателям
- Экономическая свобода участников рынка
- Главные характеристики предпринимательства
- Производственное предпринимательство
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- Незаконное предпринимательство
Требование к эссе по объему – 3 страницы